Чувство вины
Страница 1 из 1
Чувство вины
Как-то я не могу понять эту мысль Уолша. Возможно, это связано с тем, что слова плохо передают мысли, и под словом "вина" каждый понимает свое. Однако интересно, что в 3х томах Уолша я нигде не нашел упоминания и обсуждения понятия "совесть", к-е всегда считалось важнейшей частью личности человека.Чувство вины и страх -- единственные враги человека.
Чувство вины заставляет тебя застрять в том, кем ты не являешься. Оно не способствует росту, но вызывает лишь увядание и гибель. Чувство вины мешает любить самого себя - и тем самым губит всякую возможность любить кого-то другого.
Осознанность - вот что ты ищешь. Но осознанность отличается от чувства вины, как любовь - от страха. (Уолш "Беседы с Богом" т.3)
Я понимаю "чувство вины" = "угрызения совести". Осознанность, о к-й говорит Уолш, помогает заметить, но помочь расти может только, когда человек осознанно (=целенаправленно) использует осознанность для своего развития. Потому что осознанность - это не чувство. Совесть же (чувство вины) дает возможность расти неосознанно, поскольку
Слова Уолша становятся понятными в контексте, когда мы стыдимся того, чего не должны стыдиться, напр. желания секса.Презирать суд людей нетрудно, презирать суд собственный — невозможно. (Пушкин)
или
Не думай, что, сделавши что-либо нехорошее, ты можешь скрыться, так как, скрывшись от других, ты не скроешься от своей совести. (Иcократ)
Однако Уолш пишет, что абсолютно всегдаЧеловек сердится, ибо знает; он не должен чувствовать стыд по поводу того, что так приятно, и все
же чувствует и стыд, и вину. (Уолш "Беседы с Богом" т.3)
Как я понимаю, само чувство вины (и стыда) являются полезными, но только тогда, когда оно толкает нас измениться. И как только мы усвоили урок, эти чувства в идеале дожны исчезнуть; если же они остаются, тогда они, наоборот, начинают мешать изменениям, мы застреваем в них, вместо того, чтобы развиваться.Вина и стыд навязываются существу извне. Затем они могут превратиться во внутренние ощущения, сомнения нет, но первично их навязывают извне. Всегда. Ни одно божественное существо (а все существа божественны) никогда не считает себя или то, что оно делает, "постыдным" или "заслуживающим порицания", пока кто-то другой не даст ему или его поведению такое название.
Степень развития культуры определяется тем, насколько присуще ее носителям объявлять существо или поступок "постыдным" или "заслуживающим порицания".
Нет никаких постыдных поступков! Человек никогда не виноват, что бы он ни сделал! Как Я уже говорил тебе, нет ни правильного, ни неправильного.
Кстати
Я освобождаю вас от химеры, именуемой совестью (Гитлер)
Последний раз редактировалось: Юрий (Вс Апр 07, 2013 1:38 pm), всего редактировалось 5 раз(а)
Вина и стыд в современной психологии
Отличие стыда от вины в психологии (по Википедии): Вина - это болезненное чувство сожаления и ответственности за совершенные действия (обычно в отношении других людей); стыд - это болезненное чувство о себе как личности.
Психолог Джозеф Бурго (Joseph Burgo) выделяет 3 типа защиты человека от чувства стыда:
http://www.afterpsychotherapy.com/defenses-against-shame/
1. Нарциссическое поведение - такие люди всегда стараются быть в центре внимания, притягивать чужое внимание
2. Обвинение других (встречная атака, побуждаемая чувствами вины и стыда)
3. Презрение к мнению других
Психолог Джозеф Бурго (Joseph Burgo) выделяет 3 типа защиты человека от чувства стыда:
http://www.afterpsychotherapy.com/defenses-against-shame/
1. Нарциссическое поведение - такие люди всегда стараются быть в центре внимания, притягивать чужое внимание
2. Обвинение других (встречная атака, побуждаемая чувствами вины и стыда)
3. Презрение к мнению других
Лев Толстой "Хаджи Мурат"
Я был под горой, когда в палатке Гамзата стали стрелять. Я подбежал к палатке. Умма-Хан лежал ничком в луже крови, а Абунунцал бился с мюридами. Половина лица у него была отрублена и висела. Он захватил ее одной рукой, а другой рубил кинжалом всех, кто подходил к нему. При мне он срубил брата Гамзата и намернулся уже на другого, но тут мюриды стали стрелять в него, и он упал.
Хаджи-Мурат остановился, загорелое лицо его буро покраснело, и глаза налились кровью.
- На меня нашел страх, и я убежал.
- Вот как? - сказал Лорис-Меликов. - Я думал, что ты никогда ничего не боялся.
- Потом никогда; с тех пор я всегда вспоминал этот стыд, и когда вспоминал, то уже ничего не боялся.
(Лев Толстой "Хаджи Мурат")
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
|
|